Устав
Процедура принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования
Согласно основам конституционного строя в Российской Федерации признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление.
Местное самоуправление в Российской Федерации с учетом исторических и местных традиций обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что муниципальное образование должно иметь основополагающий муниципальный правовой акт – устав, который определяет принципы и правила организации местного самоуправления и распространяет свое действие на всю территорию муниципального образования.
В силу норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее — Федеральный закон № 97-ФЗ) процедура принятия устава муниципального образования (далее — Устав) или муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав (далее – МПА) представляет собой совокупность определенных действий.
На первом этапе проект Устава или МПА рассматривается на заседании представительного органа муниципального образования и принимается решением о принятии данного проекта.
Принятый проект Устава или МПА обязательно должен быть доведен до сведения жителей муниципального образования путем официального опубликования (обнародования). При этом официальное опубликование (обнародование) проекта Устава или МПА проводится не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава или МПА.
Второй этап предусматривает проведение публичных слушаний по проекту Устава или МПА.
Принятое на публичных слушаниях решение по проекту, носящее рекомендательный характер, выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.
Третий этап включает в себя непосредственное принятие Устава или МПА.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав, МПА принимаются на заседании представительного органа муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Четвертый этап — государственная регистрация в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ Устав или МПА направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
По результатам проведения проверки Устава или МПА на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, соблюдение порядка их принятия, а также по результатам проведения антикоррупционной экспертизы территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации подготавливает мотивированные заключения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.
Пятый этап — обязательное опубликование Устава или МПА.
Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав или МПА подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию) главой муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации.
Сведения об официальном опубликовании (обнародовании) Устава или МПА в обязательном порядке в течение 10 дней со дня официального опубликованию (обнародования) подлежат направлению в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 97-ФЗ).
Управление Минюста России по Костромской области